«Как аукнется, так и откликнется» развитие речи в ДОУ
Тема: Чтение художественных произведений. «Как аукнется, так и откликнется» (по произведениям Н. Благининой «Посидим в тишине», Л. Квитко «Лемеле хозяйничает», нанайской сказке «Айога»).
Цель: учить принимать участие в групповой беседе; внимательно слушать. высказываться на темы из личного опыта, обобщать, рассуждать; воспитывать доброе, заботливое отношение к маме, вызвать желание помогать ей во всех делах по мере своих сил.
Ход занятия
Воспитатель беседует с детьми:
— Ребята, вы любите на себя смотреть в зеркало? (Ответы детей).
— Как вы думаете, часто смотреть в зеркало — это хорошо или плохо?
Почему хорошо? (Приводишь себя в порядок, причесываешься, умываешься. завязываешь бант и т. д.)
— А почему плохо? (Мож но много времени проводить у зеркала, любоваться собой, кривляться, не успевать делать нужные и важные дела: помогать маме, папе, бабушке и т д.)
— Ребята, возьмите в руки зеркало и рассмотрите себя. Расскажите о себе. Какие вы? (Дети рассматривают и рассказываю!.)
— Ребята, зеркало — это очень полезный предмет, но с ним надо обращаться осторожно. Если мною собой любоваться, то произойдет беда. Послушайте нанайскую сказку «Айога» про девочку, которая очень любила любоваться собой, хотя у нее и зеркала-то не было.
Айога
В роду самаров жил один нанаец — Ла. Была у него дочка Айога. Красивая девочка. Все ее очень любили. И сказал кто-то, что красивее Айоги ни в ипом, ни в каком другом стойбище никого нет.
Айога загордилась. Стала рассматривать свое лицо. И понравилась сама себе. Смотрит — не может оторваться. Глядит — не наглядится. То в медный таз начищенный смотрится, то на свое отражение в воде. Совсем стала Айога ленивая. Все любуется собой.
Вот однажды говорит ей мать:
— Пойди принеси воды, Айога!
Дочка отвечает:
— Я в воду упаду.
— А ты за куст держись. — говорит ей мать.
— Куст оборвется! отвечает Айога.
-А ты за крепкий куст возьмись.
— Руки поцарапаю…
…Тут соседская девочка говорит матери Айоги:
— Я схожу за водой, мать.
Пошла и принесла.
Замесила мать тесто. Сделала лепешки. На раскаленном очаге испекла. Увидела Айога лепешки, кричит:
-Дай мне лепешку, мать!
— Горячая она. Руки обожжешь, — отвечает мать.
— Я рукавицы надену. — говорит Айога.
— Рукавицы мокрые.
— Я их на солнце высушу.
— Покоробятся они. — отвечает мать.
Я их мялкой разомну.
— Руки заболят, — отвечает мать. — Зачем тебе трудиться, красоту свою портить. Лучше я лепешку той девочке отдам, которая рук своих не жалеет.
Взяла мать лепешку и отдала соседской девочке. Расселилась Айога. Пошла за дверь на реку. Смотрит на свое отражение в воде. А соседская девочка жует лепешку. Стала Айога на девочку оглядываться. Шея у нее вытянулась — длинная стала. Говорит девочка А йоге:
— Возьми лепешку. Мне не жалко.
Совсем разоглилась Айога. Зашипела. Замахала руками, пальцы растопырила. побелела вся от злости — так замахала, что руки у нее в крылья превратились.
— Не надо мне ничего-го-го! — кричит.
Не удержалась на берегу, бултыхнулась Айога в воду и превратилась в гуся. Плавает и кричит:
— Ах, какая я красивая! Го-го-го! Ах. какая я красивая!
Плавала-плавала, пока по-нанайски говорить не разучилась.
Все слова забыла. Только имя свое не забыла, чтобы с кем-нибудь ее. красавицу, не спутали, и кричит, чуть людей завидит:
— Ай-ога-га-га! Ай-ога-га-га!
Воспитатель предлагает детям два рисунка с изображением девочек.
— Ребята, посмогри ге внимательно и скажите, какая из них Айога. Как вы догадались? Айога — ленивая, а соседская девочка какая? (Трудолюбивая.) Айога — злая, а другая девочка … (добрая). Айога — жадная, а другая девочка … (щедрая).
— О чем попросила дочку мать? (Принести воды.)
— Как поступила Айога? (Стала отговариваться, нашила много причин, чтобы не идти.)
— Какая Айога? (Горделивая, ленивая, хитрая, дерзкая, пая, грубая, невоспитанная, невнимательная к людям.)
— Какая у Айоги мать? (Терпеливая, трудолюбивая, мудрая, справедливая…)
— Кто помог матери? (Соседская девочка.)
— Какая она? (Трудолюбивая, добрая, щедрая, бескорыстная, покорная, послушная, вежливая, внимательная, независтливая…)
— Правильно ли поступила мать, что не накормила собственную дочь, а лепешку отдала соседской девочке? Почему? (Ответы детей).
— Мать поступила по справедливости. В народе есть мудрая пословица: «Как аукнется, так и откликнется». Как вы понимаете эту пословицу? (Ответы детей).
— А в стихотворении Е. Благининой «Посидим в тишине» мы узнаем совсем про другую девочку и увидим, как она относится к своей маме и как можно объяснить в этом случае пословицу «Как аукнется, так и откликнется».
Посидим в тишине
Мама спит, она устала…
Ну и я играть не стала.
Я волчка не завожу,
А уселась и сижу.
Не шумят мои игрушки,
Тихо в комнате пустой,
А по маминой подушке
Луч крадется золотой.
И сказала я лучу:
— Я тоже двигаться хочу.
Я бы многого хотела:
Вслух читать и мяч катать,
Я бы песенку пропела,
Я б могла похохотать.
Да мало ль я чего хочу!
Но мама спит — и я молчу.
Луч метнулся по стене,
А потом скользнул по мне.
«Ничего, — шепнул он будто,
Посидим и в тишине!»
(Е. Благинина)
— Ребята, вам понравилась девочка в этом стихотворении? (Ответы детей).
— Какими словами ее можно охарактеризовать? (Добрая, внимательная. послушная, тихая, умная, милосердная и т. д.)
— Как вы думаете, когда мама проснется и попросит дочку что-нибудь сделать, как поступит девочка? (Ответы детей).
— Как отнесется мать к послушной дочери? (Ответы детей).
-правильно, любая мама любит своих детей, какими бы они ни были. И если мама наказывает своих дочерей и сыновей, то это по мудрости и по справедливости.
— Всегда старайтесь слушаться своих мам. И всегда помогать во всех делах. Пусть небольшую помощь, но оказать. Ведь недаром говорится, что «Маленькое дело лучше большого безделья».
— Правда, иногда получается, что помощь бывает не всегда удачной, как, например, в стихотворении Л. Квитко «Лемеле хозяйничает» мальчик помогал маме.
Лемеле хозяйничает Мама уходит,
Спешит в магазин.
-Лемеле, ты Остаешься один.
Мама сказала:
Ты мне услужи:
Вымой тарелки,
Сестру уложи.
Дрова наколоть Не забудь, мой сынок,
Поймай петуха И запри на замок.
Сестренка, тарелки,
Петух и дрова…
У Лемеле только Одна голова!
Схватил он сестренку И запер в сарай.
Сказал он сестренке:
«Ты здесь поиграй!»
Дрова он усердно Помыл кипятком,
Четыре тарелки Разбил молотком.
Но долго пришлось С петухом воевать — Ему не хотелось Ложиться в кровать.
(Л. Квитко)
— Ребята, вот какой у мамы растет помощник! Что мы ему пожелаем? (Чтобы он лучше справлялся с мамиными заданиями. Внимательно слушал маму, не спешил, не волновался, думал головой и, конечно, оставался таким же трудолюбивым помощником и любящим сыном.)
Навигация
Предыдущая статья: ← Тема: Рассказывание о предмете. Рекламируем кафе «Лакомка»
Следующая статья: Развитие речи «Грачи прилетели» в ДОУ →
- Тематическое перспективное планирование в подготовительной группе
- Календарно-тематический план для старшей группы
- Рабочая программа воспитателя старшая группа по ФГОС
- Рабочая программа воспитателя подготовительной группы ДОУ
- Рабочая программа воспитателя старшей группы ДОУ
- Рабочая программа средней группы ДОУ
- Сценарий праздника в средней группе «Праздник осени»
- Проект по экологическому воспитанию в старшей группе
- Сценарий выпускного бала в детском саду «Машина желаний»
- Планирование НОД соответствие с ФГОС ДО
- Сценарий 8 марта для детского сада «Музыкальное кафе для мамам и бабушек!»
- Рабочая программа второй младшей группы «Непоседы» на 2014-2015 учебный год
- Сюжетно-ролевая игра во 2 младшей группе
- Сценарии к 8 марта. Сценарий для ДОУ
- План-конспект познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста
- Комплексно-тематическое планирование работы на 2014-2015 уч. год
- Рабочая программа воспитателя младшей группы ДОУ
- Инструкции по охране труда в ДОУ
- Новогодние конкурсы для детей
- Педагогический проект на тему «Я и мой посёлок»