Методика проведения встреч с родителями в ДОУ
Вести встречи-диалоги могут воспитатели-педагоги, а также старший воспитатель, медицинская сестра, музыкальный руководитель, социальный педагог, психолог, инструктор по физической культуре, логопед. И, конечно, больше всего выигрывают подобные встречи с родителями, когда на них присутствует заведующий ДОУ. От того, сто присутствует на встрече, будет зависеть форма проведения собрания. Это могут быть форма дискуссионных качелей или форма круглого стола, вечер вопросов и ответов, вечер встреч отцов и мам, семейные гостиные, диспуты.
Приведем пример нестандартного родительского собрания, которое можно организовать в форме КВН. Сценарий такой встречи-собрания разрабатывается с учетом запросов родителей и особенностей детей. Для его проведения необходима большая подготовительная работа. К процессу подготовки встречи привлекаются весь педагогический коллектив ДОУ, а также родители и дети.
К нестандартным формам общения с родителями относится форма ведения «летописей». В начале года заводится альбом, на страницах которого постепенно описываются все события, связанные с жизнью детей, участниками которых могут быть и сами родители. Эти «летописи» могут иметь свои названия, например «Странички истории», «День за днем», «Как мы взрослеем» и т. д. Принимая во внимание, что без материальной помощи родителей вряд ли можно создать уютные, добротно оборудованные комнаты для занятий с детьми, не надо забывать слова благодарности в адрес тех родителей, кто бескорыстно помогает детскому саду. Слова благодарности за отремонтированную мебель, за помощь в изготовлении наглядных пособий, за поддержку в приобретении техники, покупки книг и за все, что делают родители, чтобы облегчить тяжелый труд воспитателя, могут быть вписаны в страницы «летописи», чтобы каждый из оставшихся родителей мог узнать об оказанной ДОУ помощи. Станицы этой «летописи» с благодарностью будут читать те, кто неравнодушен к тому, как живет ребенок в детском саду. Остальных же они заставят задуматься над тем, как еще можно помочь дошкольному учреждению.
Так, в «летописи» «Говорят малыши» собраны наиболее интересные, характерные высказывания детей, помогающие взрослым правильно оценить поведение детей и одновременно лучше понять себя. В «летописи» «Давайте поиграем» собраны материалы, помогающие взрослым понять, кого и как выбирают их дети своими друзьями, в какие игры играет их ребенок и почему, какие телепередачи любит смотреть по телевизору и каким песням и исполнителям отдает предпочтение. Суждения каждого ребенка тщательно анализируются педагогами и затем уже вместе с родителями рассматриваются на страницах «летописи».
Кажущаяся на первый взгляд простота метода на самом деле помогает узнать ребенка, способствует раскрытию его личности. По ответам детей можно понять, какие «секреты» воспитания характерны для семьи, заложены ли в семьях традиции семейных праздников, какие кулинарные секреты можно найти на праздничном столе. Успех данной методики работы с родителями связан с умением сторон быть внимательными друг к другу. Это касается и воспитателей, и родителей, и детей. Лишь только в тесном контакте с детьми и родителями можно добиться успеха воспитательной работы (Письмо Министерства образования РФ «Об организации родительского всеобуча в общеобразовательных учреждениях» № 30-51-547/16 от 22 июля 2002 г.).
Учитывая повышенное внимание к спорту, которое сегодня связано с проведением Олимпиады в Сочи, можно использовать такую эффективную форму работы с родителями, как спортивные праздники. Проведение совместных спортивных праздников не является новой формой взаимодействия с родителями. Однако именно совместные спортивные мероприятия, организованные с привлечением педагогов-воспитателей, родителей и детей, не только создают наиболее благоприятные условия для физического развития, но и служат основой для укрепления здоровья всех участников соревнований, формируют между родителями и детьми Отношения, в основе которых лежит чувство любви, взаимопонимания, совместное творчество.
По содержанию совместные спортивные праздники могут быть представлены в виде физических упражнений на звание «Самый сильный». Это могут быть «Веселые старты», в которых могут принимать участие семейные пары вместе с детьми. Можно использовать подвижные игры (как на открытых площадках, так и в закрытых помещениях). В ходе проведения спортивных состязаний очень важно превратить их в настоящий праздник, для чего помимо спортивных упражнений необходимо включать конкурсы загадок, встреч со сказочными героями, неожиданные сюрпризы и розыгрыши. Поскольку среди воспитанников дошкольного учреждения могут оказаться дети, занимающиеся в спортивных секциях и кружках, следует обязательно провести показательные выступления этих ребят.
Особое место занимает музыкальное сопровождение. Для каждого из видов состязаний музыкальный работник дошкольного учреждения должен подобрать собственное музыкальное сопровождение. Кульминацией любого праздника является момент награждения. Опираясь на практический опыт работы, хотелось бы отметить, что при награждении очень важным является не только выделение победителей эстафет, но и то. чтобы с праздника никто не ушел обиженным. Можно придумать номинации «Самый выносливый», «Самый веселый», «За волю к победе», «Лучшая команда» и т. д. После соревнований можно устроить сладкий стол, сидя за которым, и ребята, и взрослые будут с удовольствием вспоминать самые запомнившиеся моменты соревнований. Совместные праздники с роди телями должны способствовать укреплению партнерских взаимоотношений и надолго остаться в памяти и ребят, и родителей.
Возвращаясь к форме встречи-диалога, можно рекомендовать внимательно подготовиться к ее проведению. В соответствии с заявленной темой согласно плану воспитательной работы необходимо подготовить информацию, заранее продумав форму ее разработки.
За неделю до заявленной встречи с родителями необходимо вывесить объявление, в котором бы подробно освещались тема и форма проведения собрания, а также указывались дата, время и место проведения собрания. Заранее в группах совместно с детьми можно приготовить красочные яркие приглашения, которые ребята передадут своим родителям. С теми родителями, которые не смогут по объективным причинам прийти на собрание, можно провести индивидуальную беседу,по заявленной теме.
В каждом дошкольном учреждении есть помещения, в которых мамы, бабушки, папы, дедушки бывают ежедневно, приводя своего ребенка в детский сад. Поскольку/информация о предстоящем ‘ собрании должна быть известна заранее, для того чтобы настроить родителей на диалог, необходимо повесить стенд, на котором в красочной форме будут изложены основные вопросы, которые будут рассматриваться на встрече с родителями и работниками ДОУ.
В условиях, продиктованных временем, многие родители, к сожалению, видят своих детей крайне ограниченное время, проводя большую часть дня на рабочем месте. Воспользуйтесь теми несколькими минутами общения родителей и детей, когда они приводят последних в детский сад, чтобы наглядно показать, как растут и изменяются дети. Это могут быть постоянно обновляющиеся выставки детского рисунка или поделок, можно повесить стенд с описанием индивидуальных достижений каждого ребенка, давать родителям возможность познакомиться с новинками литературы по вопросам воспитания дошкольников. Следует предлагать для просмотра и прослушивания видео- и аудиоматериалы на темы воспитания и развития ребенка.
В проведении собрания важна каждая деталь. Например, время проведения собрания. Важно пригласить родителей на встречу, учитывая их график работы. Надо определить, какое время должно потребоваться для проведения собрания, как правильно расположить столы в помещении, в котором будет проходить встреча-диалог. Для привлечения внимания родителей к важности и необходимости отдельных предметов собрания-встречи можно проводить в кабинетах музыки, методическом кабинете, спортивном зале, художественной или экологической студии. Проведя в помещении время, отведенное для встречи, родители уже глазами своих детей начинают воспринимать эти помещения, понимая их значимость в деле организации педагогического процесса.
Во время проведения встречи с родителями администрация дошкольного учреждения должна учитывать присутствие детей, которые будут находиться в помещении вместе с родителями до окончания встречи. Поэтому следует на время собрания организовать занятость детей и при необходимости обеспечить их питанием на время проведения собрания. Важно помнить о том, что многие родители пришли на собрание после окончания работы, поэтому было бы уместным предложить во время встречи напитки, конфеты, печенье. Поскольку в помещении находятся дети, необходимо продумать место организации временной раздевалки для родителей, заранее попросив их захватить сменную обувь.
На протяжении всей встречи с родителями необходимо соблюдать законы диалога, согласно которым важно не нарушать прав родителей на обратную связь, не забывать о времени и завершить собрание в точно установленное время, уважая время не только родителей, но и своих коллег-педагогов. Если на встрече какие-то вопросы оказались неосвещенными из-за недостатка времени, перенесите их на следующее собрание, внося определенную «интригу» в общение.
Используя разработки ведущих российских специалистов в области современной психологии, далее нам хотелось бы привести примеры методов встреч-дискуссий.
Групповая дискуссия повышает психолого-педагогическую грамотность родителей, позволяя выявлять индивидуальные приемы воспитания. В ходе развертывания дискуссии в нее могут включаться элементы проигрывания конкретных ситуаций, имеющих место в данном дошкольном учреждении.
Метод видеокоррекции предоставляет возможность участникам дискуссии просматривать видеозапись проблемных ситуаций с участием родителей и ребенка, родителей и педагогов, педагога и ребенка, а затем анализировать увиденное, пытаясь найти выход из сложившихся ситуаций.
Метод игры позволяет моделировать и воспроизводить проблемные ситуации, выявленные в ходе дискуссии.
Метод совместных действий направлен на выполнение заданий педагогом и родителями с их дальнейшим самоанализом.
Конструктивный спор помогает сравнивать различные точки зрения по вопросам воспитания детей. Использование данного метода позволяет выслушивать мнения всех участников встречи, выбирать наиболее эффективные и рациональные решения и подходы на основе сотрудничества.
Вербальная дискуссия закладывает основы культуры диалога в семье и обществе, вырабатывает умение аргументировать свои доводы, учитывать аргументы оппонента, в том числе и собственного ребенка.
В качестве иллюстрации приведем пример собрания-встречи с родителями детей средней группы, используемый в работе педагогов-воспитателей Волгограда. Местом проведения в данном случае служит методический кабинет. Собрание проводится старшим воспитателем. Перед проведением собрания были учтены все необходимые условия успешной совместной работы. Для каждого участника собрания были заранее подготовлены ручки, бумага для заметок и карточки с вопросами для игры «Родительско-педагогический хоккей», заранее приобретены ватман и цветные маркеры, подписаны и приготовлены благодарственные письма родителям, которые принимали в течение всего года активное участие в жизни группы. В помещении вывешено «древо детских достижений».
Собрание-встреча преследовало цель расширения контактов между педагогами и родителями, в ходе которых должен был происходить обмен опытом семейного воспитания, дана оценка детским творческим достижениям, создана модель перспективы взаимодействия.
На встрече под условным названием «Знакомство» происходит реальное знакомство всех присутствующих, в процессе котороой создается атмосфера эмоциональной комфортности. Всем участникам предлагается выбрать собеседника и в течение 5 мин попытаться вести беседу с совершенно незнакомым человеком. Со стороны ведущего могут быть рекомендованы темы для поддержания беседы: спорт, семья, мои увлечения, кинопремьеры и т. д. Участниками игры становятся не только родители, но и педагоги дошкольного учреждения. Через 5 мин после начала игры каждая пара представляет друг друга присутствующим, а ведущий обобщает результаты экспромт-презентации.
Второй интересной практической формой встречи-собрания является «Родительско-педагогический хоккей». Эта встреча-собрание преследует цель обозначить в игровом пространстве значение семейного и общественного воспитания, выделить особенности воспитания детей среднего школьного возраста.
Согласно предложенным правилам игры родители и педагоги делятся на две команды, в состав которых входят как члены семьи, так и представители работников детского сада. Каждой команде дается по 5 вопросов, заранее подготовленных старшим воспитателем. Команды располагаются вокруг игры «Хоккей» напротив друг друга. Правильный ответ дает право каждой команде забросить в ворота соперника шайбу Максимальное время на обсуждение вопроса — 5 мин. На ответ отводится 1 мин. Во время проведения данной игры педагоги берут на себя роль организаторов обсуждения поставленных вопросов, предоставляя каждому участнику команды возможность высказать свое мнение. Ведущему отводится роль арбитра, который оценивает ответы каждой команды, обобщает ответы, одновременно зачитывая цитаты из исследований известных педагогов, ученых-исследователей, в трудах которых затрагивались проблемы развития и воспитания детей среднего школьного возраста.
При проведении как первой, так и второй формы общения с родителями необходимо выделять время для того, чтобы проинформировать родителей об успехах и трудностях детей, рассказать, как дети справляются с ними. В конце встречи родителям, принимавшим активное участие в жизни группы, вручаются грамоты или благодарственные письма.
Встреча заключается рефлексивным кругом: каждый участник отвечает на вопрос: «Что мне лично дала эта встреча?» и делится своими предложениями о дальнейшем взаимодействии педагогов дошкольного учреждения и родителей.
Таким образом, анализируя современные методы общения с родителями, мы отмечаем необходимость создания партнерских взаимоотношений между сторонами, проведения совместных мероприятий и встреч с родителями в форме дискуссий.
Навигация
Предыдущая статья: ← Индивидуальный распорядок дня ребенка дошкольного возраста
Следующая статья: Стихи о Новом Годе для малышей →
- Тематическое перспективное планирование в подготовительной группе
- Календарно-тематический план для старшей группы
- Рабочая программа воспитателя старшая группа по ФГОС
- Рабочая программа воспитателя подготовительной группы ДОУ
- Рабочая программа воспитателя старшей группы ДОУ
- Рабочая программа средней группы ДОУ
- Сценарий праздника в средней группе «Праздник осени»
- Проект по экологическому воспитанию в старшей группе
- Сценарий выпускного бала в детском саду «Машина желаний»
- Планирование НОД соответствие с ФГОС ДО
- Сценарий 8 марта для детского сада «Музыкальное кафе для мамам и бабушек!»
- Рабочая программа второй младшей группы «Непоседы» на 2014-2015 учебный год
- Сюжетно-ролевая игра во 2 младшей группе
- Сценарии к 8 марта. Сценарий для ДОУ
- План-конспект познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста
- Комплексно-тематическое планирование работы на 2014-2015 уч. год
- Рабочая программа воспитателя младшей группы ДОУ
- Инструкции по охране труда в ДОУ
- Новогодние конкурсы для детей
- Педагогический проект на тему «Я и мой посёлок»