Учимся отказывать ребенку
Ребенок может использовать подобную тактику, чтобы спровоцировать ваше согласие на его просьбу. В таком случае постарайтесь убедиться, что вы своими реакциями не поощряете такое поведение ребенка.
Сначала ваш ребенок добивается от вас какого-то одолжения: либо выпрашивает его, либо просто принимает его как само собой разумеющееся, либо скандалит и истерит. Вы делаете это одолжение, давая прямое разрешение, либо просто не говоря ребенку «нет». Ребенок начинает злоупотреблять одолжением, но в то же время ждет его от вас снова. Вы при этом чувствуете, что вашей благосклонностью злоупотребили, обошлись с вами неправильно. Вы сердитесь и, тем не менее, вновь делаете то же самое одолжение.
Эта поведенческая схема основывается на представлении вашего ребенка, что:
- родители принадлежат ему;
- родитель не имеет прав и не должен быть настолько эгоистичным, чтобы претендовать на что-либо для себя;
- хороший родитель готов всего себя отдать ребенку.
Обладают подобными представлениями и родители. И они, в самом деле, сначала жертвуют собой, потом начинают чувствовать естественную обиду за то, что их благосклонность принимают как само собой разумеющееся, а затем уже склоняются к тому, чтобы почувствовать себя плохими и виновными во всех грехах.
Главное умение, которому следует научиться для того, чтобы вашей благосклонностью не злоупотребляли, — это умение не делать одолжений. Обратите внимание, что на многие эти запросы вы хотели бы сказать «да», если бы ваши отношения с ребенком складывались хорошо.
Но, если запрос имеет негативную предысторию, в которой ваш ребенок постоянно злоупотреблял вашей снисходительностью, вы обязательно ощутите: что-то в вас хочет отказать. Итак, когда ваш ребенок попросит вас о чем-либо, сконцентрируйте внимание на вашем внутреннем голосе: выясните, хочет он сказать «да» или «нет», и затем поступайте согласно его желаниям.
Ваш ребенок может отреагировать на это любым способом: от бодрого «ладно» до визгливого истерического припадка. Но раз уж вы сказали «нет», важно твердо стоять на своем до тех пор, пока не измените свой взгляд на нежелание предоставить данное одолжение ребенку. При этом нужно помнить, что если вы хотя бы один раз, сказав ребенку «нет», не выдержали и через некоторое время в ответ на его давление сказали «да», то ребенок в следующий раз не поверит вашему «нет». Давление с его стороны будет еще сильнее. Таким поведением вы добьетесь лишь того, что ребенок перестанет доверять вашим словам. Если вы чувствуете, что у вас еще недостаточно силы воли для того, чтобы отстаивать свое «нет», то лучше не говорите его.
Родителям очень важно научиться уважать себя и иметь свою собственную жизнь, независимую от ребенка. Дети начинают больше уважать таких родителей и заботиться о них.
Психолог Елена Чепельникова
Навигация
Предыдущая статья: ← Значение игрушки в раннем детстве
Следующая статья: Ребенок не бережет вещи и игрушки →
- Тематическое перспективное планирование в подготовительной группе
- Календарно-тематический план для старшей группы
- Рабочая программа воспитателя старшая группа по ФГОС
- Рабочая программа воспитателя подготовительной группы ДОУ
- Рабочая программа воспитателя старшей группы ДОУ
- Рабочая программа средней группы ДОУ
- Сценарий праздника в средней группе «Праздник осени»
- Проект по экологическому воспитанию в старшей группе
- Сценарий выпускного бала в детском саду «Машина желаний»
- Планирование НОД соответствие с ФГОС ДО
- Сценарий 8 марта для детского сада «Музыкальное кафе для мамам и бабушек!»
- Рабочая программа второй младшей группы «Непоседы» на 2014-2015 учебный год
- Сюжетно-ролевая игра во 2 младшей группе
- Сценарии к 8 марта. Сценарий для ДОУ
- План-конспект познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста
- Комплексно-тематическое планирование работы на 2014-2015 уч. год
- Рабочая программа воспитателя младшей группы ДОУ
- Инструкции по охране труда в ДОУ
- Новогодние конкурсы для детей
- Педагогический проект на тему «Я и мой посёлок»